…Незадача какая
Поговорим за жизнь
Не собираюсь представлять себя святее папы римского. Тем более не ставлю задачи «лечить» горожан, взывать к их нравственным устоям. Но!
Подружка как-то спросила, задумывалась ли я, сколько мог бы получить городской бюджет, если б нас активно штрафовали за нецензурные выражения? Решила выяснить.
Далеко ходить не нужно. Достаточно погулять по скверу у фонтана на проспекте Мира вечерком, послушать, как беседуют отдыхающие. На институтском или любом школьном дворе – подрастающее поколение. Заглянуть на задворки любого магазина, кафешки. Проехаться в маршрутке, выслушивая личные беседы водителя по мобильнику. А стройплощадки, городские улицы?..
Ушки в трубочку сворачиваются.
Прошерстила записную книжку, обзвонив друзей-подружек, деловых и личных знакомых. Шестьдесят с лишним человек. Интересовалась, что они скажут, если от души стукнут молотком по пальцу вместо гвоздя, и часто ли употребляют непечатные выражения. Отвечали честно. Больше половины (34) матерно ругаются. Один начальник в погонах нехотя признал: «Если аккумулятор на ногу уроню, – то вырвется…» Немало и «клиники», когда цензурные в речи – только предлоги, союзы и паузы.
О тлетворном влиянии мата написаны тома. Библиотеки! Лингвистами, историками, педагогами, священнослужителями, юристами… ну кого еще не вспомнила?
Но, например, известная писательница Ольга Славникова, осиянная немалым количеством престижных литературных премий, эту – одну из самых неоднозначных нынешних проблем – отношение к чистоте русского языка – для себя давно решила и сказала корреспонденту «ГК»:
– Я пропагандирую русский язык во всех его проявлениях. Со всеми составляющими. Понимаете, чистым может быть бассейн: вот воду спустили, стенки отмыли, залили новую порцию. А язык – как большая река, которая тащит с собой все что угодно: коряги, листья, ил, тину… Русский язык – та же река. Невозможно бороться за его чистоту. Это живая материя! И ведет себя очень своенравно. А если пытаться процесс как-то ограничить, то просто получим смерть языка.
Если он не будет вбирать в себя ненорматив, новояз, заимствования, слэнги, то со временем обмелеет, иссохнет. Нельзя язык не менять. Он сам по себе все вбирает, мутнеет – и сам же очищается.
И опять – но. Законодательства-то российского в этой части пока никто не отменял. Есть в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации статья 20.1. Мелкое хулиганство. Она гласит:
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, – влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Привычно уповая на то, что строгость российского законодательства компенсируется необязательностью его выполнения, не рискуешь ли нарваться?
Пресс-служба саровского УВД сообщила: в 2009 году за нецензурные выражения задержаны на улице 2131 человек, в течение I квартала нынешнего – 682. В прошлом году мировые судьи привлекли к ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ 165 саровчан, из них 76 назначен штраф, 89 подвергнуты административному аресту. За I квартал 2010 года привлечены 22 горожанина, из которых наказаны штрафом – 10, арестованы – 12.
Получается, вроде не судьбоносны и доход в бюджет от штрафов, и подспорье городскому хозяйству – сквернословы, пятнадцать суток орудующие метлами. Но.
«А вы что скажете, если в гараже… молотком… по пальцу? Сильно!», – спросила я полковника запаса. «Наверное, «ой!» скажу. Да не пытай, не ругаюсь я матом».
И в самом деле, от половины своих респондентов я за тридцать лет жизни в городе ни разу и ни при каких обстоятельствах не слышала нецензурной брани. К моему конфузу, это большей частью мужчины. Тут-то я и призадумалась.
Потому с недавних пор – и почти успешно – начала практиковаться в смирении и сдержанности. Плеснешь себе кипящего маслица со сковородки на пальцы, съежишься под молчаливым укором мужа, которому огородные джинсы выстирала вместе с заначкой на отпуск, зональным пропуском и супернужной флэшкой, вынырнешь с ненаглядным псом из очередной заварушки в располосованной куртке и с вывихнутой ногой, а вместо «незлых тихих слов» шипишь: «Ах ты, господи, незадача какая!»
Т.Криницкая,
рис. В.Шилова
И я бы совсем не желал материться,
Если бы рыбой досталось родиться…
***
Вторую строчку, в качестве своеобразной гимнастики мозга, предлагаю
изложить в других вариантах. Например:
Если б на Марсе досталось родиться…
***
Если бы принцем досталось родиться…
***
Если б лингвистом…
***
Если б на небе…
***
И т.д.